пятница, марта 9

Техники НЛП в сетевом бизнесе


Доброго всем времени суток!

Несколько месяцев назад я проводила для компании Batel весьма интересный НЛП тренинг, который был посвящен способам и методам нейролингвистического программирования в повседневной жизни.

Тренинг длился около часа, мы рассмотрели много действенных и по-настоящему полезных техник, которые с большим успехом можно (и даже нужно!) использовать в млм-бизнесе.

По окончанию занятий ко мне в почту поступило огромное количество сообщений с просьбами повторить материал либо же выложить его в свободном доступе на одном из моих сайтов. Собственно говоря, сегодня я это и делаю. Мы поговорим о приеме НЛП, который называется Раскрутки.

Раскрутки - это одна из самых интересных и самых сложных техник, ее изучают годами. Раскрутки используются для того, чтобы заставить человека усомниться в своих убеждениях, поставить его в тупик, а также уйти от нежелательного разговора.

Суть этой техники - в переводе фокуса внимания собеседника.

Давайте возьмем одну стандартную фразу и рассмотрим технику на ее примере. Фраза будет такой: ваша продукция производится в Китае. Согласитесь, произнести ее можно по-разному: и с оттенком пренебрежения, и с ноткой гордости, и просто с удивлением. Мы рассмотрим негативное утверждение. То есть, человек сомневается, можно ли доверять продукции, произведенной в Китае, полагает, что она низкого качества и произведена в бог знает каких условиях.

Как можно перевести фокус внимания с этой фразы.

Во-первых, можно расширить рамки утверждения.

Например сказать: Да, в Китае. Китай – это крупнейший мировой производитель, снабжающий своей продукцией  десятки других стран.

Когда Вам задают в разговоре определенные рамки, из них нужно выходить. И чем дальше вы выйдете, тем больше рассеется фокус внимания собеседника. То есть, говорим о чем угодно, прямо или косвенно имеющем отношение к теме.

Во-вторых, можно создать модель авторитетного мнения.

Например сказать: Да, в Китае. А вы знаете, что мировые валютные биржи признали юань в качестве самостоятельной валюты, курс которой сравним с курсом евро и доллара?

То есть, мы ищем авторитет, который в нашем случае выглядит наиболее выгодно, и ссылаемся на него в диалоге. Это могут быть известные люди, или неоспоримые факты, или общепризнанные нормы морали, все сгодится.

Далее, можно обозначить последствия утверждения.

Например сказать: Да, в Китае. И знаете, пройдет не так много времени, когда китайцы заполонят своими товарами все мировые рынки.

То есть мы указываем на последствия утверждений, реальные или придуманные лично вами. Эти последствия, зачастую, настолько захватывающие, что обсуждать вы будете уже их, а не то, с чего начался разговор.

Можно указать на важность утверждения.

Например сказать: А вам что важнее: купить хорошую косметику за небольшую цену, или переплатить в два раза дороже, лишь бы она не была сделана в Китае?

Люди любят говорить о важном. И ещё любят сравнивать важность нескольких категорий, в идеале – двух или трех. Пока они будут этим заниматься, разговор снова может унестись в неведомые дали и фокус внимания рассеется.

Можно наоборот – сузить рамку восприятия и уделить большее внимание детализации.

Например сказать: Да, в Китае, на огромной фабрике Лана Кейн Косметик, на которой работают более двух миллионов человек и где производят продукцию для фирм Шанель, Диор и Живанши.

То есть, чувствуете? Мы топим собеседника в деталях, и его фокусировка рассеивается на миллионы мелочей. Он и рад бы к чему-то прицепиться, но не может выбрать к чему именно.

Можно применить к утверждению уточнение.

Например сказать: То есть, вы действительно считаете, что вся продукция, производимая в Китае, низкого качества?

Вы не спорите – Вы уточняете. Делаете вид, что искренне пытаетесь понять его точку зрения, а для этого спрашиваете о многочисленных деталях, с соответствующим выражением лица и голоса. Фокус снова рассеивается, собеседник отвлекается уже на вас.

Можно применить к утверждению критерий измеримости.

Например сказать: А что для вас является показателем низкого качества?

Это очень хороший способ опровергнуть утверждение – применить к нему какую-нибудь шкалу или измеримый критерий. То есть, заводите речь о показателях качества, сравнительных характеристиках, мировых стандартах и тому подобное.

Можно привести контрпример.

Например сказать: В Китае, между прочим, производят свою продукцию все мировые косметические фирмы.

Логика гласит: один весомый контрпример доказывает ложность всех обобщений. То есть, активно ищем исключения, активно их озвучиваем, и чем больше, тем лучше.

Можно применить упрек к самому клиенту.

Например сказать: А вы не любите Китай? Обычно такое мнение формируется не на личном опыте, а под влиянием ограниченных людей.

Это из серии «нечего на зеркало пенять, коли сам лицом не вышел». Клиент никогда не создается, что он сам является этим ограниченным человеком.

Можно отзеркалить утверждение.

Например сказать: Если бы Вы были на месте президента компании, разве Вы не стали бы покупать в Китае качественный товар по низким ценам?

То есть разделяем утверждение и собеседника и противопоставляем их друг другу. Обычно на это нечего ответить, кроме слова «да».

Можно, что называется, «перевести стрелки».

Например сказать: Вам просто нужно попробовать нашу продукцию и тогда никаких сомнений не окажется. Давайте Вашу руку.

То есть, мы заявляем: это обсуждать мы не будем – мы будем обсуждать другое. А еще лучше не просто обсуждать, а демонстрировать или пробовать. Обычно все внимание собеседника полностью переключается на новый процесс.

Можно поменять название утверждения.

Например сказать: Наша продукция производится в стране, где зародилась медицина.

Это тот самый случай, когда трусость называется осторожностью, жадность - бережливостью, а истеричность - искренностью. Или наоборот: смелость - глупостью, щедрость - расточительством, а спокойствие - равнодушием. Тренируйтесь переименовывать все подряд, и вы увидите, как одна и та же фраза обретет совершенно другой смысл.

Можно дополнить существующее утверждение.

Например сказать: Да, китайская продукция может быть низкого качества, если она производится в подпольных цехах китайскими заключенными.

Сразу утверждать противоположное не всегда удобно. Но можно так согласиться, что смысл перевернётся. Вносим свои дополнения и уточнения, можно даже абсурдные.

Ну и, наконец, можно провести аналогию.

Например сказать: Как говорят сами китайцы «Лучше один свидетель, чем тысяча слухов». Попробуйте сами нашу продукцию и убедитесь в ее качестве.

Все аналогии очень эффективны. Мы не будем возражать, мы нарисуем картинку, исходя из которой, комментарий к утверждению очевиден. И собеседник, согласившись с аналогией, сам сделает нужный вывод.

Приведённые примеры раскруток не единичны. На каждый тип раскрутки можно придумать неограниченно много фраз-ответов. Но все они, в конечном счёте, сводятся к изменению фокуса восприятия. Вы либо расширяете его до уровня обессмысливания, или сужаете, или смещаете на другие аспекты. Ваш ответ должен переключить внимание с неудобной для вас темы. А как вы это сделаете, не так уж и важно.

Как тренироваться в раскрутках. Первоначально достаточно просто посидеть и пописать их на бумаге. А потом тренироваться в жизни. По одной в день. Что еще немаловажно: нужно следить за реакцией собеседника. Если он впадают в ступор – это хорошо, значит вы попали в яблочко. Но если начинает злиться - подумайте, нужно ли это вам. Если не нужно – лучше идите тренироваться на менее обидчивых J.

Это все на сегодня. О других техниках и приемах НЛП мы поговорим в следующих статьях.